Керчь
город-герой

  • Город герой
    Город-герой — высшая степень отличия, которой удостоены двенадцать городов Советского Союза, прославившихся своей героической обороной во время Великой Отечественной войны 1941—1945.
  • Ленина
    Орден Ленина - за исключительные достижения и особо выдающиеся заслуги.
  • Отечественной войны
    Орден Отечественной войны - за проявленную в боях за Советскую Родину храбрость, стойкость и мужество.

Причины и условия совершения правонарушений несовершеннолетними Типы семьи, способствующие формированию девиантного поведения ребенка.

Причины и условия совершения правонарушений несовершеннолетними Типы семьи, способствующие формированию

девиантного поведения ребенка.

 

Одним из ведущих негативных условий в формировании патологических девиантных форм поведения является неблагоприятная родительская семья, в которой происходит ранняя социализация ребенка. Неблагополучный образ жизни родителей семьях закладывает основу будущего социального и биологического неблагополучия, начиная с первых дней жизни. Сплав разнообразной психоневрологической симптоматики с раннего детства создает условия для формирования характерологических и личностных аномалий.

Выделяют три типа семьи, способствующие формированию девиантного поведения ребенка: педагогически несостоятельная, конфликтная, асоциальная.

Педагогически несостоятельная семья занимается воспитанием детей, но для нее характерны неправомерные подходы к воспитанию, беспомощность в построении взаимоотношений с детьми. Главной целью воспитательных усилий родителей нередко становится лишь достижение послушания и упрочение незыблемости родительской власти.

Состояние психологического дискомфорта, которое испытывает подросток в такой семье, побуждает его искать признания в среде, принимающей его таким, какой он есть, и обеспечивающей ему рост самооценки и самоуважения. Тревожность и страх за детей, приобретающие навязчивый характер и лишают родителей возможности адекватной оценки своих действий, заставляют их усиливать запреты и контроль, что в свою очередь заражает ребенка такими же тревожностью и беспокойством.

В конфликтной семье воспитательная функция также деформирована. Этот тип семьи отличают: сосредоточенность родителей на затяжных конфликтах друг с другом; тяжелая морально-психологическая атмосфера для всех членов семьи, и в том числе для ребенка; агрессивная реакция конфликтующих родителей на ребенка, непроизвольное вымещение на нем нервного напряжения; настраивание ребенка обоими родителями друг против друга, принуждение его к выполнению взаимоисключающих ролей. Условия жизни в такой семье могут превысить предел адаптационных возможностей ребенка, вызвать хроническое психическое напряжение, что нередко приводит к бегству из дома и создает питательную среду для совершения правонарушений.

Для асоциальной семьи характерно систематические употребления алкоголя, наркотиков, проявления немотивированной семейной жестокости и насилия. В семьях с асоциальной направленностью подростки усваивают нормативную систему, отражающие ценности той субкультуры, к которой принадлежит семья.

Обострение проблем семейного неблагополучия на общем фоне нищеты и постоянной нужды, моральная и социальная деградация, происходящая в семьях, приводят к крайне негативным последствиям.

Среди несовершеннолетних из неблагополучных семей интенсивность совершения правонарушений особенно высока. Большинство "трудных" подростков воспитывается в неблагоприятных условиях.

Материальное положение более половины семей подростков-правонарушителей таково, что им приходится ограничивать себя даже в покупке

продуктов питания. Приобретение одежды и других вещей представляет трудности. Низкий прожиточный уровень в сочетании с низким общекультурным и общеобразовательным уровнем родителей выступает фактором агрессивности подростков.

В результате сложных взаимоотношений в семье подростки, как правило, ищут себе другую среду, другое общение, где есть возможность самоутвердиться, получить определенный статус, ощутить уважение к себе. Такой средой становятся неформальные группировки, чаще всего уличные компании по месту жительства. Первоначально, как показывают исследования, подростки, совершающие затем преступления, сплачиваются на основе одинаковых возможностей в проведении свободного времени и одинаковой бесконтрольности в его проведении. Они стремятся удовлетворить свою потребность в общении, исключающем для них отрицательные эмоции, в желании быть понятыми. Среди себе подобных они встречают сочувствие благодаря тому, что могут откровенно говорить о своих неудачах и переживаниях, семейных конфликтах, неприятностях в школе. Привлекательна для подростков психологическая атмосфера групп, в которых отражаются такие необходимые для подростков качества, как братство, непосредственность поведения, чувство защищенности (даже и ложное).